АРХИВ ИСТОРИЙ

ГЕРОИ ЛАДОГИ

Память о героических делах речников и военных моряков, строителей и солдат на Ладоге.

История навсегда сохранит память о героических делах речников и военных моряков, строителей и солдат на Ладоге. В ту тяжелую пору они стояли плечом к плечу с фронтовиками, борясь за жизнь Ленинграда.
Пароходство выполняло оперативные воинские перевозки. В июле 1941 года речники пароходства доставили из Ленинграда и области в районы Череповца, Рыбинска и Вологды 40 тыс. призывников, обеспечивали буксировку на достройку в Горький 33 военных кораблей, приступили к эвакуации детей. Всего в этот период Северно-Западное пароходство эвакуировало в глубь страны более 120 тыс. человек (из них 24 тыс. ленинградцев) и около 70 тыс. грузов.
26 августа 1941 года противник захватил станцию Мга, перерезал последнюю железнодорожную линию, связывающую Ленинград со страной. Почти одновременно финны вышли на правый берег реки Свирь против Лодейного Поля. 8 сентября был захвачен Шлиссельбург. Началась блокада Ленинграда.
В этой ситуации доставка грузов в Ленинград можно было наладить только через удерживаемый советскими войсками участок юго-западного побережья Ладожского озера протяженностью 65 км, где раньше судоходство не осуществлялось. Это был единственный водный путь к осажденному Ленинграду. Грузы в Ленинград следовали по сложному маршруту. По железной дороге они прибывали на станцию Волхов, затем поступали на пристань Гостинополье, где производилась их перевалка на баржи. Речные буксиры вели баржи по Волхову через Волховский шлюз до пристани Новая Ладога, затем озерными буксирами или короблями военной флотилии грузы доставлялись в Осиновец. Из Осиновца грузы по узкоколейке шли к Ириновской железнодорожной ветке, а оттуда следовали непосредственно в Ленинград.
Суды работали в тяжелых штормовых условиях, под постоянными ударами вражеской авиации.
На всю Ладогу прославилась матрос баржи Татьяна Шубина. Её баржу сорвало с якоря и понесло течением к берегу, занятому врагом. Судно село на мель в зоне досягаемости артиллерии противника. Соорудив взамен унесенной волной шлюпки небольшой плот, она, несмотря на контузию, полученную при налете самолетов противника, добралась до своего порта. Посланный буксир под покровом ночи снял баржу с мели и привел ее в порт. Бесценный груз – продовольствие для осажденного Ленинграда – был спасен.
Мужественно действовал экипаж парохода «Орел» 17 сентября, когда сильнейшим штормом разбило буксируемую баржу №752, на которой следовало воинское подразделение. Несколько человек, обвязавшись тросами, бросились в бушующее озеро и привязали тонувших бойцов к спущенным с парохода канатам, чтобы поднять их на палубу. Всего было спасено 200 человек. Пароход глубоко, до самых иллюминаторов, осел в воду, но благополучно доставил людей в порт.
Суда продолжали плавание даже после 22 ноября, когда началось движение автомашин по ледовой трассе.

Материал подготовил:
Ученик 3 класса «В»
МБОУ СОШ №2
ст. Староминской
Пархоменко Никита
2020 г.
ДОРОГА ЖИЗНИ РЕЧНОЙ ТРАНСПОРТ
Made on
Tilda