АРХИВ ИСТОРИЙ

10 ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О "ДОРОГЕ ЖИЗНИ"

10 фактов о Дороге Жизни

1. Дорога Жизни связывала Ленинград с большой землей с 12 сентября 1941 года, по 30 марта 1943 года. Официальное наименование - военно-автомобильная дорога №101/102. В апреле 1943 года, в связи с появлением постоянной железнодорожной связи с блокированным городом и резко увеличившимся грузопотоком, было принято решение о закрытии Дороги Жизни.

2. За 564 дня существования дороги жизни, в Ленинград было доставлено 1 615 000 тонн (Один миллион шестьсот пятнадцать тысяч тонн) грузов. Большую часть из которых составляло продовольствие, медикаменты и топливо. Из города было эвакуировано свыше 1 376 000 человек, в первую очередь детей и женщин.

3. За время блокады, на ледовой дороге эксплуатировалось 4000 автомобилей. Более 1000 из них, то есть каждый четвертый, не вернулись из рейса. Провалились под лед, заблудились и замерзли в пурге, были уничтожены немецкой авиацией, которая вела настоящую охоту на автомобили идущие по дороге жизни. Уже в декабре 1941 года был отдан приказ водителям - ездить исключительно с открытой дверью, чтобы успеть выпрыгнуть из кабины в случае налета немецкой авиации или ухода машины под лед. Несколько десятилетий по окончании войны, машины поднимались со льда Ладожского озера.

Налет немецкой авиации на Дорогу Жизни
4. Изначально дорога планировалась двухполосная, шириной десять метров. Через каждые семь километров пункт обогрева. Толщина льда не менее 20 сантиметров. Но практика, в лице немецких летчиков внесла свои коррективы. Из-за постоянных бомбардировок и разбитого льда, дорога виляла между полыньями, и ни о каких десяти метрах ширины речи уже не шло. Еще хуже дело обстояло с пунктами обогрева, немцы целенаправленно охотились на них.

5. 22 ноября 1941 года лед был настолько тонкий, что в полуторку грузили нее более двух мешков продуктов

6. Один рейс одной полуторки при полной загрузке обеспечивал дневной нормой продовольствия 5250 Ленинградцев. Главный лозунг Дороги Жизни тех дней - Водитель! Борись за два рейса!

7. Проектировало и строило Дорогу Жизни Ленинградское управление дорог во главе с военным инженером первого ранга В.Г. Монаховым. После сдачи дороги в эксплуатацию, руководил Дорогой Жизни капитан второго ранга М.А. Нефедов. Непосредственно перевозки осуществляла 17-я отдельная автотранспортная бригада.

8. Дорога Жизни состояла из двух кольцевых трасс. Первая трасса, для доставки грузов в осажденный Ленинград шла по маршруту: Жихарево — Желанное — Троицкое — Лаврово — станция Ладожское озеро. Обратный путь с эвакуированными жителями или порожняком: станция Ладожское озеро или Борисова Грива — Вагановский спуск — Лаврово — Городище — Жихарево . Протяженность первого кольца 83 км.

Вторая трасса для доставки грузов шла по маршруту: Войбокало — Кобона — Вагановский спуск — станция Ладожское озеро или Борисова Грива. Обратно с эвакуированными или порожняком: станция Ладожское озеро или Борисова Грива — Вагановский спуск — Лаврово — Бабаново — Войбокало. Общая протяженность 111 км.

9. Охрану Дороги Жизни обеспечивали в разное время - до дивизии НКВД, до 4-х истребительных авиаполков. Наземное прикрытия неба обеспечивали 129 зенитных орудий среднего калибра, 43 орудия малого калибра и 97 зенитных пулеметов.

10. Даже в самые тяжелые времена, Советское командование не забывало о детях блокадного Ленинграда. В декабре 1941 года, для организации праздников в детских садах и школах, в Ленинград было доставлено 1000 ёлок и порядка 50 тонн мандаринов. Сколько жизней спасли эти мандарины, подсчитать никто не берется. А насколько детские праздники подняли боевой дух в осажденном городе вообще невозможно подсчитать. И такие новогодние караваны приходили в Ленинград каждый новый год.
2020-04-07 15:00 ДОРОГА ЖИЗНИ