Строить мост начинали не один раз. Для многих это невероятный факт, но Керченский мост уже существовал!
Сначала об этом задумались англичане. В 1870 году им удалось установить прямую телеграфную связь Лондон—Калькутта Затем у англичан возникла идея строительства железнодорожного пути из Лондона в Дели. Однако им не хватило финансов и проект лишь остался на бумаге.
Царь Николай II оценил разработки англичан и повелел продолжить работу. И этому проекту было не суждено состоятся в связи со вступлением России в Первую мировую войну и дальнейшими политическими катаклизмами.
Позже, в 30-е годы, у Сталина возникла идея совместить реконструкцию железнодорожных путей Крыма, Кубани и Кавказа со строительством моста через пролив. Предполагалось протянуть ветку от Херсона вдоль Черноморского побережья в грузинский Поти. Но советская индустрия тех лет не могла обеспечить строительство моста необходимыми металлоконструкциями, решено было заказать их в Германии, с которой у СССР в тот момент были хорошие экономические связи. Это случилось незадолго до начала Второй мировой войны. А дальше события стали развиваться не по нашему сценарию
Первое строительство моста
Летом 1942 года Германия и ее союзники развернули наступление на Кавказ. Немцы рассчитывали в короткие сроки овладеть Кубанью, всем Кавказом и пойти на Иран
Необходимость снабжения своих воинских частей подтолкнула Гитлера к строительства переправы через пролив. В 1942-1943 гг. построили канатную дорогу.С ее помощью ежедневно перебрасывали по 500–800 тонн груза на Кубань Этой дороги было вполне достаточно для нужд немецкой 17-армии. Но Гитлеру этого было мало.
В 1943 году он принял решение о строительстве моста. Решили использовать подготовленные для СССР металлоконструкции по прямому назначению и переправили их в Крым. Гитлер устанавил срок строительства-1 августа 1944 года. В начале 1943 года разработали проект пятикилометрового моста через Керченский пролив с использованием уже готовых конструкций. К месту его постройки пошли эшелоны с материалами и техникой. Их складировали на берегу пролива.
Германия приступила к строительству ж/д путей. Советская разведка тщательно отслеживала движения немцев, узнали о работающей канатной дороге и начале строительства моста. Красной Армии категорически запретили бомбить немецкую стройку!
Второе строительство моста
Освобождение Кубани сорвало планы гитлеровцев. Мост не достроили. При отступлении немцы канатку и опоры моста взорвали. Но советским строителям досталась немецкая мостостроительная техника, трофейные конструкции и другое.
Как только Тамань и часть Крыма были освобождены, инженеры СССР вновь занялись соединением двух берегов. Решено было сначала восстановить канатную дорогу. Работы велись в очень сложных зимних метеоусловиях под постоянной угрозой обстрелов. Море постоянно штормило. Весной 1944 года работы были закончены. Протяженность дороги была 5100 метров, работало на ней 150 грузовых вагонеток. Суточная производительность составила только 300 тонн. Несколько недель канатная дорога являлась единственным средством доставки грузов на крымский берег.
Одновременно шла разработка проекта моста. 25 января 1944 года было принято постановление о строительстве моста через пролив, которое получило название «2К» (Крым–Кавказ). Окончание работ 15 июля 1944 года.
Запасы немецких конструкций и оборудования решено было использовать для строительства. В сжатые сроки спроектировали новый мост. Проект предусматривал 115 пролетов по 27 метров. Судоходный фарватер был оснащен двухпролетным поворотным механизмом, который имел длину 110 метров и обладал возможностью разворачиваться на 90 градусов
Фронт работ разделили на два этапа: первый–строительство самого моста, второй-его укрепление и строительство ледорезов.
Первая свая была забита 24 апреля 1944 г. В акватории работали более 15 тысяч человек. В строительстве участвовали железнодорожные войска, инженерные войска, а также гражданское население и военнопленные. Сваи забивались портальными копрами, установленными на подмости плавсредств. Участок, где располагались опоры для поворотных разводных строений, находился в середине пролива и глубине 9–10 м. Это была самая сложная часть строительства.
Изготовление пролетных строений производилось берегу. Работы велись круглосуточно. Готовые конструкции доставляли на причал, опускали на плавсредства и перевозили к пролетам для установки.
Мост через Керченский пролив, построенный практически в экстремальных условиях военного времени, стал полноценным инженерным сооружением длиной 4,5 километра.
Однако возведение переправы заняло семь месяцев. Работы первой очереди закончили в ноябре. Комиссия отметила, что «коллектив… выполнил работы первой очереди за 150 дней, добившись темпа работ более 30 м моста в сутки».
Первый поезд прошел 4 ноября 1944 года от станции Крым до станции Кавказ. До середины февраля 1945 года по нему прошли десятки поездов.
Но для предохранения моста от штормов и ледохода необходимо было забить еще 860 наклонных свай, построить 117 ледорезов и провести ряд других операций. Работы второго этапа планировали до 1 января 1945 года. Погода тормозила строительство.
Уложиться в сроки не смогли, и произошла катастрофа. Утром 18 февраля 1945 года рабочие услышали треск и всплески от чего-то тяжелого, падающего в районе моста. Это падали в воду опоры и пролеты. Разрушение моста длилось с 18 по 20 февраля 1945 года. Под действием ветра и течения ледяные поля двигались на мост со стороны Азовского моря. Несмотря на обстрел ледяных полей из орудий, бомбежке их авиацией, подрывание толовых зарядов, лед давил на опоры и ломал их. Опоры судоходных пролетов и большинство опор малых пролетов, на которых работы были полностью завершены, выдержали напор льда, выстояли. Однако, под напором льда 50 из 115 опор моста рухнули, увлекая за собой пролеты
Третья жизнь моста через пролив
После разрушения моста в СССР возникли планы строительства постоянного мостового сооружения. Работы планировались на 1947 год. Были разработаны проекты и сметы строительства.
Так выглядел на эскизах будущий мост через пролив. Но проект нового сооружения сочли дорогостоящим, и мост восстанавливать не стали. На его месте сделали паромную переправу, которая с 1950 года помогала россиянам добираться в Крым. Остатки опор разрушенного моста частично разобрали.
Грандиозное инженерное решение, которое инициировали немцы, затем продолжил Советский Союз при Сталине, было воплощено уже в 21 веке! Оглядываясь назад видно, что всё это оказалось России под силу. Русские люди, привыкшие преодолевать сложности и отвечать на самые глобальные вызовы, смогли построить Крымский мост и обеспечить прямое автомобильное и железнодорожное сообщение полуострова с материком. Как и в те далекие военные годы!
К настоящему моменту работы завершены. Автомобильное движение по мосту через пролив открыли 16 мая 2018 года. В декабре 2019 года по нему пошли первые железнодорожные составы–с Москвы и Петербурга.
Материал подготовил:
Калюжный Егор Романович,
ученик 3 «В» класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
«им. Героя Советского Союза А.А.Артюха»
муниципального образования Староминский район