АРХИВ ИСТОРИЙ

ФОРСИРОВАНИЕ РЕКИ СОЖ

После форсирования реки Десна 1943 года, войска 65-й армии во взаимодействии с 48-й армией вели напряженные бои на гомельском направлении. Командующий войсками Центрального фронта в директиве от 25 сентября определил задачу 65-й армии: развивая наступление в западном направлении, с ходу форсировать реку Сож, выбить противника из междуречья и частью сил совместно с 48-й армией овладеть городом Гомель, в дальнейшем форсировать Днепр.
После получения задачи разведке армии было приказано выявить систему и характер обороны противника, собрать данные, необходимые для принятия решения и выбора участков для форсирования реки Сож. Было установлено, что перед фронтом армии на правом берегу реки Сож оборонялись отошедшие части 6, 31 и 102-й пехотных дивизий немцев, усиленные танками и штурмовыми орудиями. Перед правым флангом армии оборонялась 45-я пехотная дивизия.
Оборона противника представляла собой развитую систему узлов сопротивления, соединенных ходами сообщения.
Маневр танков и артиллерии на правом берегу затруднялся. В то же время леса на левом берегу позволяли скрытно подойти к реке. Наиболее удобные места переправ: излучины реки в районах Новые Терешковичи, Шарпиловка и юго-восточнее Старые Ярыловичи.
Таким образом, форсирование реки Сож 65-я армия осуществляла в ходе наступления, нанося главный удар силами 19-го корпуса в составе четырех дивизий, усиленного двумя танковыми, истребительно-противотанковым и минометным полками. Пять дивизий и стрелковая бригада других корпусов должны были форсировать реку в полосе до 30 км.
Когда гитлеровские войска были отброшены на правый берег реки, начали действовать специальные десантные группы, выделенные от дивизий первого эшелона. Так, две небольшие десантные группы 354-й дивизии, успешно преодолели реку в излучине у южной окраины Новые Терешковичи и овладели плацдармом. Вслед за ними форсировали реку передовые подразделения частей первого эшелона.
Противник оказывал упорное сопротивление. На отдельных участках он предпринимал до 12 контратак в день, нередко дело доходило до рукопашных схваток.
Командующий армией распорядился ускорить строительство мостов, подтянуть переправочные средства и быстро перебросить на захваченный плацдарм соединения 19-го корпуса. Переправа проходила с большими трудностями. Из-за огня противника плоты и паромы то и дело выходили из строя. Однако советские воины, проявляя героизм и настойчивость, успешно решали трудные задачи. Так, для переброски танков было решено оборудовать усиленную паромную переправу из табельных и подручных средств. Две попытки собрать паром окончились неудачей. В третий раз это дело поручили взводу саперов (18 человек) 169-го инженерно-саперного батальона. Всю ночь бойцы ремонтировали лодки, собирали и приспосабливали из подручных материалов недостающее переправочное имущество. К утру паром был готов. Под непрерывным огнем противника саперы начали переправлять танки.
Из узлов сопротивления Старых и Новых Дятловичей, противник вел артиллерийский огонь по переправам и боевым порядкам соединений, стремясь не допустить расширения плацдарма. Несмотря на то, что основная масса орудий и минометов поддерживала форсировавший здесь 19-й корпус, подавить вражеские арт-батареи не удавалось. Принимались меры к немедленной переброске артиллерии на правый берег реки. Быстрый ввод в строй самодельных плотов позволил в первые два дня переправить на правый берег больше половины орудий, выделенных для стрельбы прямой наводкой, а также пять подошедших батарей 120-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка.
По плану в 19-м корпусе все переправочные средства предполагалось равномерно распределить между дивизиями первого эшелона. Однако в связи с захватом плацдарма 354-й дивизией на ее участок были переброшены все табельные переправочные средства. В результате чего к исходу 29 сентября здесь были введены два парома грузоподъемностью 9 и 12 т, а также оборудован штурмовой мостик, который, хотя восемь раз и разрушался, сыграл большую роль в ускорении переправы личного состава и эвакуации раненых. Одновременно в районе Новые Терешковичи 14-я инженерно-саперная бригада начала строительство 30-тонного моста.
В помощь ей было привлечено до 300 человек местного населения с 36 подводами для заготовки элементов моста в 1,5–2 км от берега и подвоза их к реке. К утру 4 октября строительство было завершено.
Наращивание сил на плацдармах происходило с затруднениями. Ведя боевые действия, войска проявляли большое искусство и изобретательность, чтобы решить свои задачи. Утром 2 октября в районе Абакумы, в полосе наступления 60-й дивизии 18-го корпуса, от попадания зажигательных снарядов возник пожар на 5-тонном пароме. Снайперы противника вели прицельный огонь по району переправы, не давая приблизиться к горящему парому. Лейтенанту К. П. Дудко с большим трудом удалось добраться до парома и, несмотря на ожесточенный обстрел, ликвидировать пожар. Переправа артиллерии продолжалась. В ночь на 3 октября на участке переправы 193-й дивизии (в районе Шарпиловка) осколками снаряда был перебит трос, по которому передвигался паром грузоподъемностью 5 т. Старший лейтенант И. П. Окопин под пулеметным огнем противника, по грудь в ледяной воде устранил повреждение.
Совершенствовалось искусство применения маскирующих дымов в армии. Если на реках Сев и Десна для прикрытия переправы ставился один, то на реке Сож — три рубежа дымопуска, из них один прикрывал действительную, а два других — ложные переправы. Таким способом, например, прикрывался 4–6 октября мост в районе Новые Терешковичи, а 5 октября — паромная переправа в районе Карповка, по которойперевозились боеприпасы. Дымовые завесы ставились и при подходе самолетов противника к переправам. К моменту бомбометания дым полностью закрывал их, распространяясь по реке на 500–800 м.
Из 30 пролетов моста 22 были выведены из строя. Восстановили его только к утру 9 октября. Всего же с 28 сентября по 8 октября армейские и приданные инженерные части из табельных переправочных средств потеряли 9 полупонтонов, 36 различных лодок и 2 специальные машины
2020-05-06 16:26 РЕКИ ПОБЕДЫ